Личный кабинет
2008-11-03 17:44
В ходе работы над проектом СофтЛист мне часто приходится посещать сайты, посвященные программному обеспечению. Среди них попадаются самые разные: от скромных домашних страничек программистов-одиночек до солидных сайтов shareware-компаний.
Почти на каждом из таких сайтов существует раздел «Скриншоты» («Screenshots»). Если кто не в курсе, то скриншот (дословно «снимок экрана») — это изображение-копия содержимого экрана компьютера. По скриншоту потенциальный пользователь программы может получить представление о ее внешнем виде.
Даже если дизайн сайта выполнен профессиональной студией, почти всегда скриншоты делают сами программисты — ведь новые версии программ выходят очень часто, и сделанные однажды скриншоты устаревают; приходится их время от времени обновлять. Естественно, у программистов есть гораздо более важные занятия, чем изучение тонкостей подготовки графики для WWW, но из-за этого качество публикуемых на софт-сайтах скриншотов сильно страдает: картинка то получается слишком большой и редкий пользователь дождется хотя бы половины ее загрузки, то оказывается размытой и выглядит плохо.
Однако скриншот — очень важная деталь для эффективного представления программного продукта в интернете. Потенциальному пользователю зачастую гораздо приятнее и интереснее познакомиться с внешним видом программы, чем изучать длинный список функциональных возможностей. Например, мне на СофтЛисте пришлось сделать возможность показа скриншотов к опубликованным в каталоге программам во многом из-за многочисленных просьб посетителей. Поэтому долго загружающийся или некрасивый скриншот действует на потенциального пользователя программы отталкивающе.
Эта заметка написана в помощь тем программистам, которые самостоятельно обновляют сайты своих продуктов. Здесь я расскажу о том, как сделать небольшой по объему и красиво выглядящий скриншот к программе. Этот материал будет также полезен тем, кто пишет о программном обеспечении — редакторам веб-обозрений, журналистам и вообще всем, кому приходится самостоятельно готовить иллюстрации к статьям о программах.
Да, сначала я хочу оговориться, что дальнейшие рекомендации относятся к процессу подготовки скриншотов только к программам, чей интерфейс выдержан в стиле оформления Windows-программ (стандартный вид окон и их элементов — заголовков, рамок, кнопок и т.п.). Подготовка скриншотов к программам, имеющим многокрасочный нестандартный интерфейс (например, к большим и сложным играм), принципиально мало чем отличается от обработки, скажем, полноцветных фотографий и оптимизации их для Web.
Сначала надо выбрать формат файла, в котором будет сохранен скриншот. Нет, конечно, о сохранении файла до того, как создана картинка, говорить рано, но выбор формата файла во многом определяет действия по ее созданию и обработке.
Очень многие дизайнеры совершают ошибку, сохраняя скриншоты в формате JPEG. Ведь интерфейс Windows (впрочем, как и интерфейсы Macintosh и графических оболочек Unix) построен на прямых линиях и довольно небольшом количестве цветов (не более 256, но обычно — от 8 до 32 цветов). То есть для сохранения изображения компьютерных интерфейсов идеально подходит формат GIF. Если же вы сохраните скриншот в формате JPEG, то в результате используемой в этом формате компрессии изображения прямые линии и надписи на картинке будут сильно размыты, и она приобретет неприглядный вид. Конечно, можно сохранить скриншот в JPEG и без сжатия, но тогда объем получившегося файла будет слишком большим.
Как вы знаете, объем графического файла (формата GIF — особенно) в первую очередь зависит от количества цветов и размеров сохраненной в нем картинки. Вам также, скорее всего, известно, что в графическом редакторе при обработке загруженного файла можно установить любое количество цветов и любое разрешение (эти параметры могут быть ограничены ресурсами компьютера и возможностями конкретной программы). Но незначительное ухудшение качества изображения (то же размытие линий и букв), почти незаметное при оптимизации фотографий, на скриншотах будет сразу бросаться в глаза — ведь все знают, как выглядит интерфейс Windows. Поэтому главная задача — сделать так, чтобы окно программы, с которого нужно сделать снимок, изначально содержало относительно небольшое количество цветов и при этом было нужного размера.
Что касается цветов, то в первую очередь нужно обратить внимание на такую деталь. В Windows 98 и более поздних версиях этой системы фон заголовков окон не сплошной, а градиентный (то есть в виде плавного перехода от одного цвета (синего) до другого (светло-голубого)). В этом переходе «участвуют» несколько миллионов цветов — так как действительно плавным такой градиент выглядит в режиме минимум 24 бит (2 с копейками миллиона цветов). Представляете, как сильно пострадает качество скриншота при его оптимизации до стандартных для формата GIF 256 цветов, не говоря уже о 16 цветах? И это притом, что никакой смысловой нагрузки этот градиент не несет — так, ненужное украшение.
Поэтому нужно открыть «Свойства экрана» Windows, выбрать закладку «Оформление» и установить для заголовка активного окна одинаковые «Цвет» и «Цвет 2». После этого миллионы цветов, присутствующие в окне программы, заменятся всего одним.
Кстати, если вы для оформления своей системы используете какую-либо специфическую тему (нестандартные цвета, шрифты), то в этом же окне установите стандартную схему оформления. Дело в том, что экзотический вид обычных элементов Windows (окон, кнопок и т.п.) может сбить с толку не очень опытных пользователей или просто помешать восприятию информации. Помнится, Евгений Козловский, ведя в Компьютерре рубрику «Огород Козловского», сопровождал свои статьи скриншотами, где для заголовков окон был выбран малочитабельный рукописный шрифт.
Далее, если программа, с которой вы снимаете скриншот, может показывать полноцветную графику (например, это вьювер картинок или видеоплейер), то позаботьтесь о том, чтобы в момент, когда вы делаете снимок экрана, в программу было загружено какое-нибудь не очень пестрое, с относительно небольшим количеством цветов изображение. Принцип тот же: чем меньше цветов — тем лучше.
Теперь — о размере окна программы. На первый взгляд, не нужно запариваться с этим: проще простого сделать скриншот, а потом в графическом редакторе уменьшить изображение до нужного размера. Но в данном случае (когда речь идет не об изображении вообще, а о скриншоте), налицо два больших минуса. Во-первых, уменьшение снимка экрана отрицательно сказывается на качестве восприятия информации пользователем. Ну разве можно понять что-либо из такого вот скриншота:
Во-вторых (и это самое неприятное), при масштабировании снимка экрана в графическом редакторе четкие линии оконного интерфейса Windows размываются, и теряется все преимущество формата GIF, который, как известно, лучше всего сжимает четкие и контрастные изображения. Например, этот маленький по размерам скриншот на диске занимает 11 килобайт — столько же, сколько и большой снимок окна «Свойства экрана» четырьмя абзацами выше.
Поэтому лучше всего изменить размеры окна «снимаемой» программы до нужных вам (с некоторыми окнами, например, окнами диалогов, это не удастся — так как они имеют неизменяемую границу). При этом не нужно стесняться «оставить за кадром» часть кнопочных панелей инструментов или уменьшить рабочее поле (там, где, например, в MS Word набирается текст) — главное, чтобы зрителю было понятно их функциональное назначение.
Иногда бывает так, что уменьшить размеры окна программы нельзя, так как его содержимое должно быть показано «во всей красе». Я постоянно сталкиваюсь с такой ситуацией при подготовке иллюстраций для материалов раздела «Обзоры» этого сайта. Тут ничего не поделаешь: такой скриншот приходится масштабировать в Photoshop и затем сохранять его в формате JPEG. Единственное, что радует — так как цветов в таких снимках экрана относительно немного, то можно применять высокий уровень сжатия JPEG (60%–70%) - снижение качества почти незаметно.
Теперь нужно сделать непосредственно сам скриншот — то есть изображение окна программы. Для этого нужно скопировать содержимое экрана компьютера в буфер обмена Windows.
Существует множество программ для создания скриншотов (одна из самых известных — HyperSnap DX). С их помощью можно скопировать содержимое экрана или его часть в буфер, отредактировать его и записать на диск. Лично я считаю, что все эти программы — от лукавого. Как говорится в старом анекдоте, «А руки зачем?!». Незачем скачивать, оплачивать, осваивать еще одну программу, когда все можно сделать с помощью трех уже имеющихся у вас инструментов: рук, Windows и графического редактора.
Итак, чтобы скопировать содержимое экрана компьютера в буфер обмена, нажмите клавишу PrintScreen. Если вам нужно скопировать только содержимое активного окна, нажмите комбинацию клавиш Alt+PrintScreen.
Осталось совсем немного. Вы переходите в графический редактор. У многих из них в меню «Edit» («Правка») есть функция «Paste As New Image» (Вставить как новое изображение). В Adobe Photoshop нужно сделать на 2 клика больше: создать новый файл (размеры для него будут автоматически предложены равные размерам изображения, находящегося в буфере обмена) и нажать Shift+Insert. В результате вы получите новый графический файл, содержащий сделанный вами снимок экрана.
Далее, если нужно, вы можете подредактировать картинку — например, выделить область изображения и скопировать ее в новый файл.
И, наконец, финальная стадия — сохранение файла. В зависимости от возможностей конкретного редактора, вам нужно выбрать цветовую палитру изображения. Поэкспериментируйте с палитрами 8, 16, 32, 64, 128, 256 цветов и остановитесь на той, при которой соотношение «качество картинки/объем файла» является оптимальным. После этого сохраните файл на диск в формате GIF — и качественный скриншот готов.
Автор: Станислав Жарков
Почти на каждом из таких сайтов существует раздел «Скриншоты» («Screenshots»). Если кто не в курсе, то скриншот (дословно «снимок экрана») — это изображение-копия содержимого экрана компьютера. По скриншоту потенциальный пользователь программы может получить представление о ее внешнем виде.
Даже если дизайн сайта выполнен профессиональной студией, почти всегда скриншоты делают сами программисты — ведь новые версии программ выходят очень часто, и сделанные однажды скриншоты устаревают; приходится их время от времени обновлять. Естественно, у программистов есть гораздо более важные занятия, чем изучение тонкостей подготовки графики для WWW, но из-за этого качество публикуемых на софт-сайтах скриншотов сильно страдает: картинка то получается слишком большой и редкий пользователь дождется хотя бы половины ее загрузки, то оказывается размытой и выглядит плохо.
Однако скриншот — очень важная деталь для эффективного представления программного продукта в интернете. Потенциальному пользователю зачастую гораздо приятнее и интереснее познакомиться с внешним видом программы, чем изучать длинный список функциональных возможностей. Например, мне на СофтЛисте пришлось сделать возможность показа скриншотов к опубликованным в каталоге программам во многом из-за многочисленных просьб посетителей. Поэтому долго загружающийся или некрасивый скриншот действует на потенциального пользователя программы отталкивающе.
Эта заметка написана в помощь тем программистам, которые самостоятельно обновляют сайты своих продуктов. Здесь я расскажу о том, как сделать небольшой по объему и красиво выглядящий скриншот к программе. Этот материал будет также полезен тем, кто пишет о программном обеспечении — редакторам веб-обозрений, журналистам и вообще всем, кому приходится самостоятельно готовить иллюстрации к статьям о программах.
Да, сначала я хочу оговориться, что дальнейшие рекомендации относятся к процессу подготовки скриншотов только к программам, чей интерфейс выдержан в стиле оформления Windows-программ (стандартный вид окон и их элементов — заголовков, рамок, кнопок и т.п.). Подготовка скриншотов к программам, имеющим многокрасочный нестандартный интерфейс (например, к большим и сложным играм), принципиально мало чем отличается от обработки, скажем, полноцветных фотографий и оптимизации их для Web.
Сначала надо выбрать формат файла, в котором будет сохранен скриншот. Нет, конечно, о сохранении файла до того, как создана картинка, говорить рано, но выбор формата файла во многом определяет действия по ее созданию и обработке.
Очень многие дизайнеры совершают ошибку, сохраняя скриншоты в формате JPEG. Ведь интерфейс Windows (впрочем, как и интерфейсы Macintosh и графических оболочек Unix) построен на прямых линиях и довольно небольшом количестве цветов (не более 256, но обычно — от 8 до 32 цветов). То есть для сохранения изображения компьютерных интерфейсов идеально подходит формат GIF. Если же вы сохраните скриншот в формате JPEG, то в результате используемой в этом формате компрессии изображения прямые линии и надписи на картинке будут сильно размыты, и она приобретет неприглядный вид. Конечно, можно сохранить скриншот в JPEG и без сжатия, но тогда объем получившегося файла будет слишком большим.
Как вы знаете, объем графического файла (формата GIF — особенно) в первую очередь зависит от количества цветов и размеров сохраненной в нем картинки. Вам также, скорее всего, известно, что в графическом редакторе при обработке загруженного файла можно установить любое количество цветов и любое разрешение (эти параметры могут быть ограничены ресурсами компьютера и возможностями конкретной программы). Но незначительное ухудшение качества изображения (то же размытие линий и букв), почти незаметное при оптимизации фотографий, на скриншотах будет сразу бросаться в глаза — ведь все знают, как выглядит интерфейс Windows. Поэтому главная задача — сделать так, чтобы окно программы, с которого нужно сделать снимок, изначально содержало относительно небольшое количество цветов и при этом было нужного размера.
Что касается цветов, то в первую очередь нужно обратить внимание на такую деталь. В Windows 98 и более поздних версиях этой системы фон заголовков окон не сплошной, а градиентный (то есть в виде плавного перехода от одного цвета (синего) до другого (светло-голубого)). В этом переходе «участвуют» несколько миллионов цветов — так как действительно плавным такой градиент выглядит в режиме минимум 24 бит (2 с копейками миллиона цветов). Представляете, как сильно пострадает качество скриншота при его оптимизации до стандартных для формата GIF 256 цветов, не говоря уже о 16 цветах? И это притом, что никакой смысловой нагрузки этот градиент не несет — так, ненужное украшение.
Поэтому нужно открыть «Свойства экрана» Windows, выбрать закладку «Оформление» и установить для заголовка активного окна одинаковые «Цвет» и «Цвет 2». После этого миллионы цветов, присутствующие в окне программы, заменятся всего одним.
Кстати, если вы для оформления своей системы используете какую-либо специфическую тему (нестандартные цвета, шрифты), то в этом же окне установите стандартную схему оформления. Дело в том, что экзотический вид обычных элементов Windows (окон, кнопок и т.п.) может сбить с толку не очень опытных пользователей или просто помешать восприятию информации. Помнится, Евгений Козловский, ведя в Компьютерре рубрику «Огород Козловского», сопровождал свои статьи скриншотами, где для заголовков окон был выбран малочитабельный рукописный шрифт.
Далее, если программа, с которой вы снимаете скриншот, может показывать полноцветную графику (например, это вьювер картинок или видеоплейер), то позаботьтесь о том, чтобы в момент, когда вы делаете снимок экрана, в программу было загружено какое-нибудь не очень пестрое, с относительно небольшим количеством цветов изображение. Принцип тот же: чем меньше цветов — тем лучше.
Теперь — о размере окна программы. На первый взгляд, не нужно запариваться с этим: проще простого сделать скриншот, а потом в графическом редакторе уменьшить изображение до нужного размера. Но в данном случае (когда речь идет не об изображении вообще, а о скриншоте), налицо два больших минуса. Во-первых, уменьшение снимка экрана отрицательно сказывается на качестве восприятия информации пользователем. Ну разве можно понять что-либо из такого вот скриншота:
Во-вторых (и это самое неприятное), при масштабировании снимка экрана в графическом редакторе четкие линии оконного интерфейса Windows размываются, и теряется все преимущество формата GIF, который, как известно, лучше всего сжимает четкие и контрастные изображения. Например, этот маленький по размерам скриншот на диске занимает 11 килобайт — столько же, сколько и большой снимок окна «Свойства экрана» четырьмя абзацами выше.
Поэтому лучше всего изменить размеры окна «снимаемой» программы до нужных вам (с некоторыми окнами, например, окнами диалогов, это не удастся — так как они имеют неизменяемую границу). При этом не нужно стесняться «оставить за кадром» часть кнопочных панелей инструментов или уменьшить рабочее поле (там, где, например, в MS Word набирается текст) — главное, чтобы зрителю было понятно их функциональное назначение.
Иногда бывает так, что уменьшить размеры окна программы нельзя, так как его содержимое должно быть показано «во всей красе». Я постоянно сталкиваюсь с такой ситуацией при подготовке иллюстраций для материалов раздела «Обзоры» этого сайта. Тут ничего не поделаешь: такой скриншот приходится масштабировать в Photoshop и затем сохранять его в формате JPEG. Единственное, что радует — так как цветов в таких снимках экрана относительно немного, то можно применять высокий уровень сжатия JPEG (60%–70%) - снижение качества почти незаметно.
Теперь нужно сделать непосредственно сам скриншот — то есть изображение окна программы. Для этого нужно скопировать содержимое экрана компьютера в буфер обмена Windows.
Существует множество программ для создания скриншотов (одна из самых известных — HyperSnap DX). С их помощью можно скопировать содержимое экрана или его часть в буфер, отредактировать его и записать на диск. Лично я считаю, что все эти программы — от лукавого. Как говорится в старом анекдоте, «А руки зачем?!». Незачем скачивать, оплачивать, осваивать еще одну программу, когда все можно сделать с помощью трех уже имеющихся у вас инструментов: рук, Windows и графического редактора.
Итак, чтобы скопировать содержимое экрана компьютера в буфер обмена, нажмите клавишу PrintScreen. Если вам нужно скопировать только содержимое активного окна, нажмите комбинацию клавиш Alt+PrintScreen.
Осталось совсем немного. Вы переходите в графический редактор. У многих из них в меню «Edit» («Правка») есть функция «Paste As New Image» (Вставить как новое изображение). В Adobe Photoshop нужно сделать на 2 клика больше: создать новый файл (размеры для него будут автоматически предложены равные размерам изображения, находящегося в буфере обмена) и нажать Shift+Insert. В результате вы получите новый графический файл, содержащий сделанный вами снимок экрана.
Далее, если нужно, вы можете подредактировать картинку — например, выделить область изображения и скопировать ее в новый файл.
И, наконец, финальная стадия — сохранение файла. В зависимости от возможностей конкретного редактора, вам нужно выбрать цветовую палитру изображения. Поэкспериментируйте с палитрами 8, 16, 32, 64, 128, 256 цветов и остановитесь на той, при которой соотношение «качество картинки/объем файла» является оптимальным. После этого сохраните файл на диск в формате GIF — и качественный скриншот готов.
Автор: Станислав Жарков
- Как сделать качественный веб-сайт
- Как найти качественный контент для сайта - часть 1
- Фреймы в HTML документах (2008-11-04)
- 10 признаков дурного тона в web-дизайне (2008-11-04)
- 800 и 1024. Пиксели или проценты? (2008-11-04)
- Как работает формат JPEG? (2008-11-04)
- О композиции в дизайне (2008-11-04)
- Психология в дизайне (2008-11-04)
- Шрифты (2008-11-04)
- Как сделать качественный веб-сайт (2008-11-04)
- Какой вид дизайна выбрать? (2008-11-04)
- Выпадающие меню с помощью CSS (2008-11-04)
- Создание веб-страниц для различных разрешений м... (2008-11-04)
- Веб-дизайн и анимация (2008-11-04)
- Немного об index.html (2008-11-04)
- Психология дизайна (2008-11-04)
- Что такое стильный web-сайт? (2008-11-04)
- Web дизайн :: Что такое хорошо и что такое плохо (2008-11-04)
- Лево, Право или Центр? (2008-11-04)
- Оптимизация изображений в формате JPG (2008-11-04)
- Альтернативные редакторы Flash (2008-11-04)
- Что же такое web-дизайн? (2008-11-04)
- Сайты для тинейджеров: правила дизайна (2008-11-04)
- Маленькие проблемы больших таблиц - HTML (2008-11-04)
- Особенности web-дизайна (2008-11-04)
- Подсказки и советы для веб-мастеров - Топ 100+ (2008-11-04)
- Единицы измерения CSS (2008-11-04)
- Состав изображений (2008-11-04)
- FLASH - ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ХУЖЕ? (2008-11-04)
- FAQ по графическим форматам файлов (2008-11-04)
- ПО необходимое для web-дизайнера (2008-11-04)
- Должностная инструкция веб-мастера (2008-11-04)
- Стиль Вашего сайта (2008-11-04)
- Стиль Вашего сайта (2008-11-04)
- Orange color: теория и практика (2008-11-04)
- Расположение баннера (2008-11-04)
- Советы "чайникам" (2008-11-04)
- С чего начать (2008-11-04)
- С чего начать (2008-11-04)
- Организация - вот ключ к успеху (2008-11-04)
- Подбор шрифта и верстка текста (2008-11-04)
- Обзор Gif-аниматоров (2008-11-04)
- Каскадные таблицы стилей (преимущества и недост... (2008-11-04)
- Фирменный шрифт (2008-11-04)
- Главные ошибки в web-дизайне (2008-11-04)
- CSS - Для чего нужны таблицы стилей? (2008-11-04)
- Таблицы или слои, что лучше? (2008-11-04)
- О скриптах (2008-11-04)
- Изучаем HTML (2008-11-04)
- Применение нескольких классов к элементу в CSS (2008-11-04)
- Создание сайта с помошью фреймов (2008-11-04)
- Основы работы со слоями в CSS (2008-11-04)
Быстрый переход